Персональный сайт учителя физики и математики Шишацкой О.А.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ

                Одним из важнейших концептуальных положений обновления содержания образования является компетентностный подход к обучению, в основе которого лежат понятия «компетенция» и «компетентность». Под «компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, ценностно-смысловых ориентаций и способность применять их в практической деятельности; под «компетентностью» - обладание человеком соответствующей компетенцией.
        Внедрение компетентностного подхода в процесс обучения и разработка программы информатизации образования в России обусловили необходимость новых подходов к преподаванию предметов, в частности физики.
        Это вызвано тем, что целью обучения становится достижение учащимися определенного результата, а не сам процесс обучения. Поэтому, содержание материала внутри предмета должно подбираться учителем под тот результат, которого он хочет достичь. В процедуру оценивания деятельности учащихся включается рефлексия, сбор портфеля доказательств. Меняются также формы и методы организации занятий - обучение приобретает деятельностный характер: акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений. Изменяются механизмы доставки знаний от преподавателя к учащемуся: приоритетным становится свободный доступ к информационным ресурсам, самообучение, дистанционное и сетевое обучения. Если раньше учитель являлся «транслятором знаний», теперь он - «организатор образовательной среды». Для выполнения своих профессиональных функций, он должен обладать набором ключевых компетенций и способствовать их формированию у школьников.
        Мы выделяем следующие, на наш взгляд наиболее значимые для формирования у учащихся, ключевые компетенции.

Компетенция Характеристика
Информационная Умение искать, анализировать, систематизировать, отбирать, выделять главное, сохранять, передавать и применять информацию для решения проблем; умение использовать НИТ.
Коммуникативная Умение устных и письменных коммуникаций; умение вести дискуссию, задавать вопросы и отвечать на них; умение сопереживать, вовремя признать свои ошибки и неправоту.
Учебно-познавательная Умение ставить цели, находить и использовать подсказки, отличать факты от домыслов, планировать, анализировать, рефлексировать и оценивать себя; обладание креативными навыками.
Социальные Умение действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений.
Личностного самосовершенствования Способность организовать свою деятельность, самопознание, самооценка, критическое и аналитическое мышление.

        Так как компетенции формируются при выполнении различных видов деятельности, то основными методами, применяемыми на уроке должны быть метод проблемного изложения и исследовательский, а приоритетными игровые, индивидуализированные и групповые формы обучения, практические и проектные работы, письменные опросы с взаимопроверкой, уроки «лекции-дискуссии», конференции, урок-диспут.
        Остановимся на некоторых из них.
        - Письменные опросы с взаимопроверкой и выставлением отметки. Такие работы позволяют создать доверительные отношения между учеником и учителем, быть честным по отношению к товарищу, быть уверенным в своих знаниях, формируя социальные компетенции
        - Лекции-дискуссии. Чаще читаются по теоретическим вопросам, но также могут быть рассмотрены вопросы практического применения физических законов. Между изложением логических разделов лекции учитель организует беглый обмен мнениями, который активизирует познавательную деятельность учащихся, оживляет учебный процесс, формирует социальную компетенцию.
        - Уроки-конференции развивают умения осуществления поиска нужной информации в различных источниках, в том числе и в Интернет-сети; умения найденную информацию анализировать, оценивать и обсуждать, а также задавать вопросы и отвечать на них.
        - Урок-диспут. Заранее готовятся вопросы для беседы, которые содержат проблему или вызывают противоречивые суждения. Они должны быть составлены таким образом, чтобы побуждать одноклассников к аргументированному высказыванию.
П        ри проведении данных форм уроков и при осуществлении проектной или исследовательской работ необходимо использовать межпредметные связи. Например, возможно включение в курс физики экологических вопросов или вопросов программы «Здоровья», а также интеграция физики и курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
        В курсе изучения молекулярной физики и термодинамики полезным будет затронуть ряд экологических вопросов: «Глобальные изменения климата», «Парниковый эффект», «Озоновый слой, его истощение», «Военные аспекты экологии. Математическое моделирование экологических катастроф». При изучении в 7 классе «Рычагов в технике, быту и природе» будет интересным рассмотрение вопроса «Скелет человека как система рычагов. Техника безопасности при поднятии и переносе тяжести».
        В 7 классе при изучении тем «Расчет скорости, пути и времени», «Сила трения. Трение в природе и технике» мы можем рассмотреть вопрос из курса ОБЖ «Современный транспорт – зона повышенной опасности». По данной тематике ряд учащихся могут получить задания: подготовить доклад, написать сочинение, привести интересные примеры из жизни, сделать презентации, составить вопросы для обсуждения на уроке. Таким образом, мы можем задействовать учащихся всего класса в подготовке и проведении занятия. Аналогичные уроки, где учащиеся являются «источником знаний», а учитель - «организатором учебного процесса», могут быть проведены в любом классе.
        В таблице представлены ряд наиболее интересных тем по физике и ОБЖ для учащихся 7-9 классов, в которых возможна интеграция данных предметов.

Физика ОБЖ
7 класс
Явления тяготения. Сила тяжести Оползни, сели, обвалы, снеж. лавины, цунами
Давление в жидкости, газе. Расчет давления жидкости на дно, стенки сосуда Гидродинамические аварии. Причины гидродинамических аварий и их последствия
Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления Ураганы, бури, смерчи
Плавание судов. Воздухоплавание Оказание помощи, терпящим бедствие на воде
8 класс
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии Отморожение и охлаждение организма
Энергия топлива Лесные и торфяные пожары. Способы добывания огня
Работа газа и пара при расширении. ДВС Производственные аварии и катастрофы
Электрический ток. Источники тока Поражение электрическим током. Химические ожоги. Первая медицинская помощь при поражении электрическим током
Постоянные магниты. Магнитное поле Земли Магнитные бури и их влияние на человека
Линзы. Оптическая сила линз Сигналы бедствия, способы их подачи
9 класс
Искусственные спутники Земли. Реактивное движение. Ракеты Военные угрозы национальной безопасности России
Вес тела. Невесомость и перегрузки Космические военные аппараты
Звуковые волны. Характеристики звука Оповещение населения о ЧС
Ядерные реакции Пожары и взрывы
Радиоактивность Аварии с выбросом радиоактивных веществ

        Для формирования компетенций полезны также экскурсии по физике, объектами которых могут быть научные лаборатории, музеи, выставки, строительные площадки; работа с электронными средствами по физики и дистанционные уроки, как самостоятельно созданные учителем, так и размещенные в Интернете.
        В результате осуществления компетентностного подхода в обучении преподаватель получает более высокий результат своего труда - компетентного учащегося; а учащийся - опыт практической деятельности, необходимый для дальнейшего саморазвития.
       

Литература
        1. Александрова О.В., Сергеева М.А.. Использование новых форм учебной деятельности в формировании ключевых компетенций учащихся средней и старшей школы // Теория и практика реализации компетентностного подхода в управлении развитием субъектов образовательного процесса: Сборник статей. – М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2008. – 154-160 с.
        2. Зинковский В.И., Горецкая А.Ю., Пацина М.В., Томашов В.Н.. Преподавание физики в 2010/2011 учебном году. – М.: МИОО, 2010. – 288 с.











 

 

 

 

Контакты | © Персональный сайт учителя физики и математики Шишацкой О.А.

Используются технологии uCoz