Персональный сайт учителя физики и математики Шишацкой О.А.

Разработка и применение мультимедийного пособия по теме «Механические колебания и волны» для организации самостоятельной работы школьника

        В настоящее время интенсивно развиваются информационные и коммуникационные технологии, которые находят широкое применение в различных сферах деятельности человека. Применение информационных технологий целесообразно, если процесс получения и обмена информации становится более быстрым и эффективным, чем в случае применения традиционных технологий. В связи с этим переход сферы образования на качественно новый уровень без ее информатизации просто невозможен. Это привело к разработке программы информатизации образования в России.
        Нами исследовалась возможность применения мультимедийного пособия по теме “Механические колебания и волны” для организации самостоятельной работы школьника. Под самостоятельной работой учащихся в процессе обучения Б.П. Есипов [1] понимает работу, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных или физических (или тех и других вместе) действий.
        Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения имеет очень важное значение для овладения учащимися знаниями, умениями и навыками и для развития их познавательных способностей: наблюдательности, пытливости, логического мышления, памяти, воображения, творческой активности в добывании и применении знаний. Только в практической самостоятельной деятельности учащиеся могут научиться пользоваться приобретаемыми знаниями, умениями и навыками в жизни, в общественно полезном труде - производственном и бытовом.
        Лишь практика самостоятельной работы позволит привить учащимся культуру умственного и физического труда, развить y них интерес к лучшему достижению любой цели, самостоятельно трудиться с высокой продуктивностью, возможной на данной возрастной ступени. Организуя различные виды самостоятельных работ учащихся, работники школы должны учитывать особенности материала учебного предмета и уровень подготовки школьников.
        Выбор темы мультимедийного пособия не является случайным, поскольку колебательные и волновые процессы широко распространены в окружающем мире. К сожалению, школьники часто затрудняются в применении теоретических сведений этого раздела физики к решению задач. Помимо этого, данный материал является базовым при изучении в 11 классе электромагнитных колебаний и волн.
        Тема “Механические колебания и волны” представлена в учебных пособиях, однако существующие экспериментальные традиционные средства не позволяют осуществить принцип наглядности в полном объеме. Частично эту проблему можно решить при помощи мультимедийных пособий. Такие пособия позволяют расширить экспериментальную базу, и стать эффективным средством в обучении.
        К достоинствам мультимедийных средств обучения можно отнести следующее:
- возможность наглядно представить различные процессы и явления;
- возможность применить его содержание в учебном процессе на уроках, лекциях, в лабораторном практикуме;
- использовать в самостоятельной работе при дистанционном обучении;
- особую роль играет динамический характер предлагаемых экспериментов, а также возможность интерактивного участия.
        Созданное нами мультимедийное пособие по теме “Механические колебания и волны” состоит из набора HTML – страниц, просматриваемых с помощью Internet Explorer. При этом не обязательно иметь доступ в Internet, так как все необходимые файлы будут находиться на компакт-диске.
        Данное пособие обеспечивает все основные этапы обучения – от изложения учебного материала до контроля знаний. Оно включает в себя: учебный теоретический материал, видеофайлы, содержащие демонстрационный эксперимент, тестовые задания для контроля и самоконтроля обучающегося, справочник, список основной литературы. Также в нем представлены примеры решения основных типов задач.
        Для удобства локации и обеспечения быстрого получения необходимой информации пособие содержит соответствующую инструкцию для пользователя. Учащийся может использовать линейный алгоритм и последовательно изучать теоретические вопросы, затем посмотреть соответствующий физический эксперимент и в заключение проверить свои знания с помощью тестового контроля.
        Если пользователя интересуют отдельные компоненты изучаемого вопроса, то он может сразу обратиться к теории, либо эксперименту, либо сразу проверить свои знания. В случае затруднений в работе с программой пользователь может легко вернуться к исходному меню и воспользоваться предметным или именным указателем. Перечисленные возможности пособия в значительной мере усиливают индивидуализацию процесса обучения в соответствии с потребностями каждой конкретной личности.

Литература


        1. Б.П. Есипов. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства Просвещения РСФСР, 1961.











 

 

 

 

Контакты | © Персональный сайт учителя физики и математики Шишацкой О.А.

Используются технологии uCoz